Особенность трикотажа любой толщины и плотности – это то, что он получается путем вязания нитей, а не ткачества. Трикотаж состоит из петель, поэтому очень хорошо тянется как вдоль, так и поперек.
Известно огромное количество трикотажных полотен: джерси, интерлок, футер, махровый трикотаж, свитерный трикотаж, махровый трикотаж. Также большое разнообразие плотностей вязки трикотажа.
Эластичность трикотажа и сложность изображения для вышивки обуславливают особый подход к разработке программы для вышивки и использование особых стабилизационных материалов.
Самые главные свойства трикотажа, которые учитываются при вышивке на трикотаже – это:
— эластичность
— насколько хорошо трикотаж тянется;
— плотность- насколько плотная вязка трикотажа;
Эти свойства трикотажа определяют вид стабилизационного материала для вышивки. Стабилизатор — материал, используемый для предотвращения стягивания трикотажа, чаще подкладывают под низ изделия.
Чем тоньше трикотаж, тем плотнее должен быть стабилизатор. Какой именно стабилизатор будет использоваться определяется в процессе вышивки пробных образцов на ткани заказчика. Именно поэтому перед разработкой программы вышивки мы просим заказчиков предоставить образец ткани для вышивки пробного образца.
Стабилизационные материалы бывают: отрезные, отрывные, клеевые, неклеевые, водорастворимые.
Для вышивки простого текста, одноцветного изображения мы часто используем обычный отрывной флизелин. Для более сложных изображений, например, изображений с контурами не обойтись без отрезных стабилизаторов. Такой стабилизатор четко фиксирует трикотаж и не разрывается от прокола иглы.
Запялка или запяливание. Процесс закрепления изделия в пяльцах. Тут нет рецептов, все определяется только тестированием. Подтягивать ткань можно только чуть-чуть и в направлении наименьшего растяжения. При сильном натяжении в пяльцах перед вышивкой, после вышивки ткань вернется в прежнее состояние и вокруг узора образует складки. Еще одна проблема – это ласы, или следы от пялец на изделии. Этого момента никак не избежать. Конечно, после стирки следы от пялец уходят. Однако, футболка, является готовым изделием и нередко после вышивки футболка пакуется и отправляется заказчику, минуя цех, как это бывает с кроем. Поэтому избавиться от пялец после вышивки просто необходимо. Помогает только обработка паром под высоким давлением. Но, появляется дополнительная услуга и как следствие — рост стоимости услуги.
Еще одна особенность-разработка программы вышивки для трикотажа. Обязательны стабилизационные стежки, больше поправка на стягивание.
Компьютерная вышивка на трикотаже требует определенного опыта и знаний.
Существует несколько правил качественной вышивки:
- Иглы должны иметь сферическое острие. Нитки лучше вискозные. Скорость машины меньше, чем при работе с тканными изделиями.
- Дизайн не должен быть перегружен мелкими деталями.
- Не рекомендуется использовать высокую плотность и большую площадь вышивки
- Изображение на очень рыхлом материале лучше выполнить в виде шеврона.
- Нередко необходимо использовать водорастворимый материал. Особенно для изделий с крупной вязкой.
Ниже приведены образы машинной вышивки на трикотаже:
- Машинная вышивка на вязаной шапке. Материал рыхлый, очень эластичный.Поэтому использовался неотрывной стабилизатор. Высокая плотность вышивки. Серху — водорастворимый материал.
- Компьютерная вышивка на отрывном материале. Вышивка в 1 цвет. Плотность материала высокая, поверхность гладкая.
- Вышивка на материале Пике Лакоста. Тут без неотрывного материала не обойтись. Проблемное место-вышивка контура осьминога. При вышивки бирюзовой части происходит смещение трикотажа из за его эластичности.